среда, 30 мая 2012 г.

Бухара и Кызылкум.

Из Хивы через пустыню мы отправились в Бухару.
Вот они, пески пустыни Кызылкум. Белые мазки солончаков.
Хорошо ехать по ним караваном из трех комфортабельных автобусов с кондиционерами. Хорошо ехать по ним в нежный весенний облачный день, последний день апреля, когда пустыня еще зелена, пушиста и кажется нестрашной. Нам не понадобилось даже закрывать окна шторками от солнечных лучей.

Пустыня - ууух!
Во все стороны. Без конца и края. Такая мощь, такая сила!
Конечно, пытаешься представить, а как оно, когда за 40 градусов и сухой зной, и солнце давит, и ни тенька ни облачка... И сразу думаешь "Не-не-не, не надо о таком..." Но разум услужливо договаривает еще: "а как самум? и где взять попить и покушать, если что?" Мороз по коже и малодушно запрыгиваешь в автобус.

Вдоль всей дороги квадратами посажена верблюжья колючка, для укрепления почвы, интересно так).
Весна, пустыня еще с цветами! Нежность какая) 

Широкая Амударья с необычным для нас цветом воды. А как великолепно выглядит эта спокойная блестящая лента в пустыне, когда смотришь из иллюминатора самолета! Нереальная река цвета кофе с молоком! В следующий раз обязательно сфотографирую! 

Ехали долго и вот она - Бухара.
После Хивы и пустыни сначала все эти люди, машины, светофоры, вывески, витрины, общественные учреждения, парки, клумбы с розами - все такое яркое, и всего сразу так много! Хотелось отпрянуть назад, в покой и сдержанную простоту...
Поужинали, погуляли, переночевали и влились).

Наутро - ах! Бухара!
Священная. Благородная.
Культурный центр Востока, "купол веры".
Город, в котором нашлось место более, чем двум сотням медресе!
Город, чья история насчитывает уже двадцать пять веков!
Красавица и умница Бухара.

Другая архитектура, другая мозаика. Иные орнаменты. Смысла и знаков вокруг - только смотри! И это нам, незрячим... А посвященным - библиотеки посланий.
В Хиве остался телефон, в Бухаре разрядился фотоаппарат. Нет железа - нет забот)
Полное погружение. Другая жизнь. 
Восток несуетлив.

Всех достопримечательностей не упомянуть). О самых ярких впечатлениях немножко:

Мавзолей Саманидов. Построен в начале Х века. Одиннадцать столетий назад. Тысячу сто пять лет, если точно. Это надо несколько раз сказать и все рано не сразу понимается... Господи, да он же как новый! Из-за удивительной кирпичной кладки при разном освещении он меняет цвет стен, экскурсовод нам сказал до 16 оттенков! Выглядит чудесной игрушечкой)

Новая мечеть. В смысле современная. Не нашла в интернете её названия и дату постройки, жаль. Какая интересная мысль - опустить половину купола вниз! А "срез" красиво остеклен, и закатные лучи попадают в храм, освещая его и радуя молящихся. 
Внутри.
И голову вверх! А там половинка солнышка)
Вот еще расскажу. Мы же много посещали и мавзолеи и действующие мечети, где нужно разуваться. Хорошо в открытой обуви - так приятно босыми ножками ступать по прохладным коврам - ммм! (Хотя на намаз правоверные ходят в носочках). А когда садишься на ковры, то от них сразу тепло и уютно! Столько новых ощущений) Имамы читали Коран, а мы слушали. И не было отторжения, все так гармонично воспринималось - и Божьи дома и молитвы.

А еще в этой поездке я впервые побывала в не только в мечети, но и в синагоге). В синагоге знаменитого квартала бухарских евреев. 
И еще, и еще прогулки... Без счета историй, притч и легенд!
Сколько всего можно там купить..! Две с половиной тысячи лет известна торговлей Бухара! Вот уж где город соблазнов!  И одежда, и ювелирные украшения, и чеканная посуда и оружие, картинки необыкновенные на шелковой бумаге... и чего там только нет! (и ничего-то я не сфотографировала из вышеперечисленного... упс!!! только любовалась)
Посуда узорная, мандала в каждом блюде!
Продавцы музыкальных инструментов не просто выпускники муз школ, но нередко с консерваторским образованием! Могут поиграть на любом инструменте, названия которых сами как музыка - рубаб, дутар, кабуз, гиджак, сурнай... Удивительные инструменты, удивительные звуки, удивительные мелодии... 

Завершу этот рассказ фотографиями с посещения ансамбля Бахауддина Накшбанди, самого святого места в Бухаре.
Разряженный фотоаппарат мне кое-что "показал" в этой поездке. Я нет-нет да и пыталась выжать из него каких-то силенок, чтобы ухватить кадр-другой. Но черный экран и надпись "замените батарейки" - вот и все, что я получала. Он не работал нигде, за исключением двух мест. Первое - это территория ансамбля Бахауддина Накшбанди. Все, что хотела, все сфотографировала. Как только вышла из дарвазаханы комплекса (входное здание)  - фотоаппарат моментально отключился. 
Шейх Бахауддин Накшбанди просил учеников и последователей до посещения его могилы посетить сначала могилу его матери и его Наставника - шейха Сайид Амир Куляла. Сейчас могилы огорожены, потому что многие паломники (а их сотни тысяч) брали "немножко земли" со святого места. Виден только знак, установленный над могилой матери. Очень красивый и очень хороший.
Открытая ладонь.
Всем мирам.

4 комментария:

  1. Спасибо, Катюша, так здорово, что интересно и красиво, муррр!)))

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный31 мая 2012 г., 21:33

    послание мое куда-то улетело((( но попробую еще раз)
    сочно и красочно, интересно и читать и смотреть. люблю тя!

    Сергеева.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксю, спасибо тебе! Ах, как ты это сказала!!! Муррр! Люблю тебя тоже!

      Удалить